О борьбе человечества с коррозией
Начиналось всё с банального обмазывания железных поверхностей жиром и маслами. Иногда прибегали к золочению или посеребрению изделий. Более «технологичным» методом считалось применение порошка-смеси их золотой и оловянной пыли, которые наносились на защищаемую поверхность (изделие потом прокаливалось, а на его поверхности образовывался спёкшийся защитный слой). Особое развитие тема по защите железных покрытий получила в Древнем Риме, где железо активно использовалось. Там наряду с перечисленными способами, изделия защищались покрытиями на основе олова.
Вплоть до эпохи просвещения никаких особых новшества по теме защиты металлических изделий не наблюдалось. Однако, всеобщее развитие науки способствовало появлению в XVIII в. методики цинкования, а в XIX в. эта методика стала промышленно использоваться для получения оцинковки благодаря появлению технологии горячего цинкования. Уже в 1858 г. по методу горячего цинкования производились коррозионостойкие листы для производства судов на Кронштадтском пароходном заводе.
Качественно новый рывок в защите металлов в России, да и во всём мире, произошёл благодаря разработки при непосредственном участии российского учёного Б.С. Якоби, который разработал метод гальванических покрытий. Этот метод стал использоваться не только как защитный, от коррозии, но и для получения цветных металлов в промышленных масштабах.
Уже в начале XX в одним из направлений антикоррозийной защиты стало нанесение на стальную поверхность алкидных смол, в состав которых включали свинцовый сурик. Кстати, именно с такой антикоррозийной защитой был возведён первый транспортный магистральный керосинопровод «Батуми – Баку» (его возведение завершено в 1907г.)
Дальнейшие тревожные события в мире не способствовали развитию индустрии по защите стальных изделий, и об этой теме снова заговорили только в 30-е годы. В частности, СССР тогда переживал повсеместную индустриализацию. Была даже создана спецкомиссия по борьбе с коррозией, организовывались тематические институты, тема защиты от коррозии выдвинулась на общегосударственный уровень.
В эти года стальные изделия стали хромировать в промышленных масштабах. Горячее цинкование так же перешло на новый этап развития в качестве технологии: разрабатывались специальные реагенты, электролиты, для интенсификации процессов нанесения покрытий.
Научная база, «зачатая» в 30 годах, принесла свои плоды в 50-х. Именно тогда массово стали внедряться всевозможные шпатлёвки, грунты, преобразователи коррозии, которые используются и по сегодняшний день. В тот же период коррозионная защита разделилась на два самостоятельных направления: электрохимическое (повышается сопротивляемость изделия) и механическое (покрытие изделие защитными плёнками).
Вплоть до 80-х годов качественного развития в борьбе с коррозией на наблюдалось, происходила «обкатка» временем существующих технологий, доведение их до совершенства. С середины 80-х наметился курс на повышение коэффициента использования материалов в коррозионной защите (до этого времени он был относительно низкий, так коэффициент полезного использования энергоносителей не дотягивал до 70%, а цветных металлов – до 40%).
В настоящее время наиболее распространены лакокрасочные методы защиты, многие из них на основе полимерных соединений. Из разработок, которые только проходят испытания, можно отметить покрытия с чешуйчатым наполнителем и покрытия с микрокристаллической структурой. В любом случае, основная задача – увеличение эффективности использования защитных ингредиентов, и снижение издержек по нанесению их поверхность. Кто совершит рывок в этом направлении, тот и будет в дальнейшем господствовать на этой востребованной нише.
Опубликовано: 2011-04-06
При перепечатке или копировании этой статьи или отдельных ее фрагментов ссылка на первоисточник обязательна.
Реклама на indboard.ru
Поделиться с друзьями
Отличная статья! Полностью отражает и подтверждает отношение нашей компании к поднятому вопросу!