Статьи / Электротехника и электроника / Как правильно выбрать зарядное устройство для аккумуляторных батарей

Как правильно выбрать зарядное устройство для аккумуляторных батарей

Как правильно выбрать зарядное устройство для аккумуляторных батарей

Настоящие рекомендации имеют целью дать практические советы по выбору зарядных устройств для свинцово-кислотных и щелочных аккумуляторных батарей (АКБ).

 

Рекомендации предназначены для тех, кому важно поддерживать аккумуляторные батареи в работоспособном состоянии в течение всего срока их эксплуатации.

 

Выбор будем производить по основным техническим характеристикам зарядных устройств и требований по условиям эксплуатации аккумуляторных батарей.

 

Шаг первый. Выбор зарядного устройства по номинальному напряжения АКБ.

 

Стартерный свинцово-кислотный аккумулятор

Для основной массы 12-ти Вольтовых свинцово–кислотных стартерных аккумуляторных батарей с жидким электролитом (малосурьмянистые (Sb/Sb), гибридные (Ca/Sb), кальциевые (Ca/Ca), а так же гелиевых и выполненных по технологии AGM, максимальное напряжение батареи в конце заряда не должно превышать значения 14,4 …15,0 Вольт (2,4…2,5 В/элемент).

 

Гелиевый аккумулятор или AGM

Для заряда таких АКБ, учитывая падение напряжения на проводах и клеммах, максимальное напряжение на выходе зарядного устройства должно обеспечиваться на уровне 15,5 Вольт.

 

С появлением автомобилей оснащенных системой «старт-стоп» («Stop&Start» или «i-stop system») появились и стартерные АКБ рассчитанные на частый запуск двигателя автомобиля. В результате появились новые требования к выходному напряжению зарядного устройства.

 

Например, для автомобилей фирмы Mazda, оснащенных системой «старт-стоп», производитель в своих рекомендациях по эксплуатации аккумуляторной батареи Q85/T110 (service information SI E039/12A), рекомендует применять зарядные устройства обеспечивающие выходное напряжение до 17,0…17,5 Вольт (2,8…2,9 В/элемент).

 

Аналогичные рекомендации к выбору зарядного устройства существуют для заряда авиационных аккумуляторов типов А, САМ, АСАМ, АСА и АО. Для этих АКБ рекомендованное значение - 2,8 В/эл («Авиационные аккумуляторы. Техническое описание, инструкция по эксплуатации и ремонту». Изд. Машиностроение, М. 1965г).

 

Таким образом, для кислотных АКБ максимальное выходное напряжение зарядного устройства может быть определенно по формуле:

 

Авиационный кислотный аккумулятор

Umax ≥ Uк/эл × N,

 

где: N – количество элементов в АКБ,

Uк/эл – конечное зарядное напряжение на элементе АКБ.

Щелочные аккумуляторы

Если Вам неизвестно количество элементов в АКБ (свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, в последнее время, выпускаются в виде моноблоков), тогда количество элементов батарее можно определить по простой формуле:

 

N= Uном./2,

 

где: Uном – номинальное напряжение АКБ.

Для щелочных АКБ предельное конечное напряжение на элементе имеет однозначное значение равным 2,1 Вольта и максимальное выходное напряжение зарядного устройства может быть определенно по формуле:

 

Авиационные щелочные аккумуляторы

Umax ≥ (2,1 × N) + Ud,

 

где: N – количество элементов в АКБ, указанное в маркировке батареи.

Ud – «вольтдобавка», значение которой может составлять 5 Вольт на каждые 15 элементов.

Наличие «вольтдобавки» в формуле обусловлено необходимостью поддерживать стабилизированный ток на всем этапе заряда.

 

Для обеспечения Технических требований по эксплуатации аккумуляторной батареи определенного типа (включая температурную компенсацию), зарядное устройство должно обеспечивать плавную или дискретную регулировку выходного напряжения, с шагом не более 0,1 Вольта.

 

Для компенсации колебаний напряжения питающей сети выходное напряжение зарядного устройства должно быть стабилизированным, что особенно важно при эксплуатации герметичных аккумуляторных батарей.

 

Наличие «цифрового» индикатора напряжения (Вольтметра) обеспечит удобство эксплуатации и оценки технического состояния АКБ и зарядного устройства.

 

Шаг второй. Выбор зарядного устройства по номинальной емкости АКБ.

 

Зная емкость батареи можно определить требования к максимальному выходному току зарядного устройства.

 

В большинстве случаев для заряда свинцово-кислотных АКБ максимальный выходной ток (Imax) может быть определен по формуле:

 

Imax ≥ 0,1 × Сном

 

где Сном. – номинальная емкость аккумуляторной батареи

Для некоторых типов стартерных АКБ, включая рассмотренный выше пример с аккумулятором для автомобиля Mazda, ток заряда может составлять:

 

Imax ≥ 0,2 × Сном

 

Эту формулу можно приметить, если есть необходимость произвести ускоренный (форсированный) заряд АКБ.

 

Для щелочных батарей ток заряда несколько выше и определяется по формуле:

 

Imax ≥ 0,25 × Сном

 

Для обеспечения Технических требований по эксплуатации аккумуляторной батареи определенного типа, зарядное устройство должно обеспечивать плавную или дискретную регулировку выходного тока, с шагом не более 0,5 Ампера.

 

Для исключения случаев выхода зарядного устройства из строя в случаях перегрузки по току зарядное устройство должно обеспечивать ограничение (стабилизацию) максимального выходного тока.

 

Это требование особенно важно при эксплуатации зарядных устройств работающих в автоматическом режиме со стартерными АКБ автоматизированных дизель-электрических агрегатов (электростанций) и пожарных дизельных насосных агрегатов.

 

Ограничение (стабилизация) максимального выходного зарядного тока также позволит продлить срок службы герметичных АКБ (гелиевые, AGM), которые эксплуатируются в буфере с зарядным устройством.

 

Наличие «цифрового» индикатора тока (Амперметра) обеспечит удобство эксплуатации и оценки технического состояния АКБ и зарядного устройства.

 

Шаг третий. Выбор зарядного устройства по условиям эксплуатации АКБ.

 

По условиям эксплуатации зарядные устройства можно условно разделить на три группы:

Зарядные устройства (выпрямители) с ручной регулировкой напряжения.

Автоматические зарядные устройства (автоматические ЗУ).

Профессиональные автоматические зарядные устройства.

Если Вам не часто приходится иметь дело с обслуживанием АКБ, то для «крайнего случая» Вам подойдет простое зарядное устройство с ручной регулировкой выходного напряжения.

 

Если же в Вашем «хозяйстве» находится много аккумуляторных батарей, то следует обратить внимание на автоматические зарядные устройства.

 

Автоматические зарядные устройства обеспечат поддержание Ваших АКБ в постоянной готовности к применению и продлят срок их эксплуатации.

 

Автоматические ЗУ обеспечивают несколько стадий заряда АКБ, обычно это 2...3 стадии.

 

Автоматическое зарядное устройство, которое обеспечивает две стадии заряда, (профиль заряда IU) работает следующим образом:

 

на первой стадии идет зарядка постоянным током, и происходит основной набор емкости;

на второй стадии производится поддержание заряженного состояния АКБ стабилизированным напряжением (буферный режим или режим «содержания») дозаряд аккумулятора.

Автоматическое зарядное устройство, которое обеспечивает три стадии заряда, работает следующим образом:

 

на первой стадии идет зарядка постоянным током (напряжение при этом растет);

на второй стадии заряд производится при постоянном напряжением (ток при этом уменьшается), работа на второй стадии ограничивается временем;

на третьей стадии производится поддержание заряженного состояния пониженным постоянным напряжением (буферный режим или режим «содержания»). Такие алгоритмы заряда обеспечивают быстрый заряд АБ исключая перезаряд.

Следует отметить, что были перечислены только самые распространенные «профили заряда», но существуют и другие «профили», в том числе и «уникальные».

 

Профессиональные автоматические зарядные устройства отличаются от других возможностью изменения в широких пределах параметров работы ЗУ, что позволяет использовать их для заряда АКБ с различными номинальными напряжениями и номинальными емкостями.

 

Применение автоматических зарядных устройств

Применять автоматические зарядные устройства, в том числе и профессиональные, рекомендуется:

 

автомобилистам, для заряда автомобильных аккумуляторов;

для заряда АКБ на станциях и в сервисных центрах технического обслуживания автомобилей;

для заряда и «содержания» стартерных АКБ дизель-электрических агрегатов (ДГА, ДЭС, ДГУ) и пожарных дизельных насосных агрегатов (ДНА);

для заряда тяговых батарей электрокаров, погрузчиков и поломоечных машин;

для заряда и «содержания» АБК объектов связи;

для заряда и «содержания» АБК в системах бесперебойного питания бытового и промышленного назначения;

в парках автомобильной и бронетанковой техники Вооруженных сил;

на аэродромах, для заряда авиационных аккумуляторных батарей.


© ООО «НПМП "Связьэнергосервис"»

Опубликовано: 2014-02-10

При перепечатке или копировании этой статьи или отдельных ее фрагментов ссылка на первоисточник обязательна.

Более ранних статей нет
|
Более новых статей нет

Общая оценка: (256 чел.)

Моя оценка этой статьи

Насколько полезна и содержательна информация в этой статье?

Реклама на indboard.ru

Поделиться с друзьями

 

 

Комментарии и отзывы пользователей отсутствуют. Вы можете первым оставить свой комментарий, если Вам есть, что сказать.

 

Ваш комментарий